Какого числа православные родительские субботы в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какого числа православные родительские субботы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Родительские субботы – это дни всеобщего поминания усопших, когда в храмах проходят специальные службы, во время которых совершается молитва об упокоении христианских душ. Эти службы совершаются в особые дни, которые год от года смещаются в зависимости от дат Пасхи и Великого поста.
Что такое родительская суббота — Откуда пошло название
Существует две точки зрения происхождения названия. С одной стороны, «родительскими» они называются, потому что в первую очередь среди всех усопших человек чаще всего выбирает для поминовения самых близких – почивших отца и мать. С другой стороны, в языке в свое время происходило частичное смешение смыслов слов «отец», «праотцы», «родители», «прародитель». Таким образом, «родителями» назывались все предки, отошедшие в мир иной.
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. О смерти
У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.
Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть!. Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.
Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.
О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.
Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.
Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.
Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастье�� пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…
Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.
1 февраля среда |
День памяти преподобного Макария Великого, Египетского и преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского. |
3 февраля пятница |
День памяти преподобного Максима Грека и преподобного Максима Исповедника. |
4 февраля суббота |
День памяти святого апостола Тимофея и преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца. |
5 февраля воскресенье |
Неделя мытаря и фарисея. |
6 февраля понедельник |
День памяти блаженной Ксении Петербургской. Неделя мытаря и фарисея. |
7 февраля вторник |
День памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Неделя мытаря и фарисея. |
8 февраля среда |
Неделя мытаря и фарисея. |
9 февраля четверг |
Неделя мытаря и фарисея. |
10 февраля пятница |
День памяти преподобного Ефрема Сирина. Неделя мытаря и фарисея. |
11 февраля суббота |
Неделя мытаря и фарисея. |
13 февраля понедельник |
День памяти мучеников Кира и Иоанна и с ними мученицы Афанасии и дочерей её Феодотии, Феоктисты и Евдоксии. |
14 февраля вторник |
День памяти святого мученика Трифона. |
15 февраля среда |
Сретение Господне. |
18 февраля суббота |
Вселенская родительская (мясопустная) суббота. |
20 февраля понедельник |
День памяти святителя Парфения, епископа Лампсакийского. Сырная неделя (Масленица). |
21 февраля вторник |
Сырная неделя (Масленица). |
22 февраля среда |
День обретения мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, день памяти священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского. Сырная неделя (Масленица). |
23 февраля четверг |
Сырная неделя (Масленица). |
24 февраля пятница |
Сырная неделя (Масленица). |
25 февраля суббота |
Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Сырная неделя (Масленица). |
26 февраля воскресенье |
Прощеное воскресенье. Сырная неделя (Масленица). |
27 февраля понедельник |
День памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Начало Великого поста. |
28 февраля вторник |
Празднование в честь Виленской иконы Божией Матери. Великий пост. |
Троицкая вселенская родительская суббота, наверно, самый древний в христианстве поминальный день. Он берет свое начало с апостольских времен — с I века от Рождества Христова. Совершается он всегда накануне Святой Троицы – отсюда и название.
Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.
Если День Святой Троицы — это своеобразный день рождения Вселенской Апостольской церкви, то Троицкая суббота представляет собой как бы последний день Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой.
Поэтому православная церковь считает важным поминать перед днем Святой Троицы всех от века усопших.
Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению.
Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.
Троицкая родительская суббота: что нельзя делать
Для начала давайте разберемся, что можно делать в этот день согласно церковным правилам. Во-первых, нужно посетить службу и поставить свечи за упокой.
Во-вторых, наши предки ходили в этот день на кладбище, где прибирались на могилах и оставляли на них цветы. И, наконец, не возбраняется в Троицкую родительскую субботу устраивать ритуальную поминальную трапезу.
Если вы не успели сходить в церковь и отстоять службу, можно помолиться дома самостоятельно. Священнослужители вполне допускают делать это, грехом или нарушением правил такое поминовение не будет.
Теперь поговорим о том, что запрещается делать в этот день, ведь не все знают, можно ли, например, убираться в субботу перед Троицей. Итак, церковные правила говорят, что если домашняя работа не мешает посещению храма и службы, то делать ее вполне можно.
То есть, ответ на вопрос, можно ли стирать в субботу перед Троицей, или мыть в этот день окна будет положительным. А вот что действительно не стоит делать, так это подавать в церкви записки о поминовении тех, кто самостоятельно лишил себя жизни, это большой грех.
Таких покойников не отпевают и не поминают в храмах, и те, кто считает, что Троицкая родительская суббота является исключением из этого правила, заблуждаются.
Строгих запретов на этот день не существует, поэтому можете спокойно заниматься привычными для вас делами, только не забудьте посетить церковь и кладбище, где следует помянуть умерших родственников.
Богослужение в церкви
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)
В родительские субботы необходимо принять участие в литургии в церкви. Нужно прийти на богослужение заранее, чтобы успеть оставить записочку с именами усопших, которые будут помянуты священником в молитве. Далее следует купить свечки, чтобы поставить на канун перед Святым Распятием. Подсвечник для заупокойных свечей имеет квадратную форму и стоит около Распятия.
Если вы не знаете слов заупокойной молитвы, можете сказать следующие слова:
Молитва за усопших:
На поминальном столе оставляют угощение: пряники, рис, конфеты, яблоки. Также принято раздавать угощение и другим людям в память о почивших. Многие прихожане оставляют денежные средства в церквях, совершая посильные пожертвования. Если родительская суббота выпадает на время Великого поста, то на поминальный стол несут постные продукты и оставляют Кагор.
Водку и прочие крепкие алкогольные напитки на поминальный стол не ставят, Кагор является церковным вином.
В поминальные дни также заказывают панихиду по усопшим. После литургии прихожане посещают погост, чтобы почтить память родных у могил. Очень важно не забывать посещать могилки родных, регулярно очищать их от листьев и травы, красить калитку и менять цветы в вазах.
Ближайшая родительская суббота (как поминать)
Принцип поминания очень редко зависит от названия поминального дня. Вселенские субботы по своей сути подразумевают общую молитву к Богу о прощении грехов всех православных христиан. Священники и прихожане молятся о прощении вольных и невольных прегрешений своих предков. подавая записки в храмах, и всех покойных православных. Принцип личного знакомства при жизни не обязателен, так как перед Богом все равны.
Присутствие на литургии со смиренным обращением к Богу в православные даты родительских суббот в 2022 году – обязанность каждого православного христианина.
После присутствия на панихиде можно организовать поминальный обед. Встреча с родными и близкими, во время которой обязательно ведется разговор о покойных родителях, бабушках, дедушках, братьях и сестрах – показатель единства семьи, сбережения родовой памяти и преемственности поколений. Посещение кладбища и уборка там – популярный вариант проведения родительской субботы.
Приметы на Родительский день
- С давних пор существует поверье, что если не ходить на Радоницу на кладбище, то про тебя также забудут после смерти. Поэтому все забывали о своих проблемах и шли в церковь, а потом на кладбище.
- Беременным женщинам желательно не ходить к могилам предков.
- Работать в этот день считалось недопустимой. В царское время этот день был выходным.
- Если в этот день работать на поле, то на урожай можно не рассчитывать.
- Безветренный и дождливый день на Радуницу предвещает успешный год.
- Раньше было принято в этот день умываться дождевой водой. Считалось, что она дает здоровье и силу.
- Девушки на Радоницу ждали гром. Он означал исполнение желаний. Также они старались умыться дождевой водой, чтобы быть еще красивее и молодой.
- В этот день наши предки просили у усопших вещий сон. Они верили, что он сбывается.
- В Родительский день запрещается пользоваться ножом и вилкой, а также чокаться.
- На Радоницу не допустимо выкидывать остатки еды. Ими следует накормить птиц.
- Считалось, что ветреная и дождливая погода на Родительский день означает, что усопшие заждались и нужно срочно идти на могилы предков.
- Дождь утром и ясный вечер означают, что будет счастливая и долгая жизнь.
Православный календарь
Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.
День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквами (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.
Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).
В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю, который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года (новолетие), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.
В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.
Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.
Календарь рекомендуется для преподавателей Основ православной культуры и других предметных циклов. Он построен на опыте учителя, историка Антона Кизима. От других календарей он отличается тем, что расписан не по месяцам, а по неделям школьного года, в нем отмечены основные церковные праздники и широко празднуемые гражданские даты. Пустые линии специально оставлены, чтобы можно было внести дни памяти святых и иные важные даты по выбору самого преподавателя.
Используется в Александрийской, Антиохийской, Албанской, Болгарской, Кипрской, Константинопольской (кроме Афона), Румынской, Элладской Поместных Православных Церквах, а также в зависимости от приходского уклада в Американской, Польской, Чехословацкой Церквах и Западноевропейских приходах Русской Церкви.
Что обычно делают на Радоницу: обычаи, приметы.
- Первым делом обращают внимание на погоду на Радоницу. Если дует ветер и идет дождь, то усопшие печалятся, что их не поминают. Чтобы ваша душа была спокойна, сходите на утреннюю службу в церковь, поставьте свечку за упокой умершего. Далее отправьтесь на кладбище. Можно помянуть его там же, но основное поминовение следует совершать дома за накрытым столом
- В родительский день, именно так еще называют этот праздник, стол принято заполнять угощениями. В дополнение ставятся приборы на «потустороннего» гостя. Можно зажечь свечу и прочитать молитву. Перед трапезой говорятся слова :» Царствие Небесное (имя усопшего)». Еще в доме принято открывать форточки и выставлять на подоконник крашеные яйца, печенье, конфеты
- Во время застолья нельзя распивать спиртное и грустить об уходе умерших. Этот праздник знаменует скорую встречу близких в мире ином. Также в этот день нельзя ругаться. Считается, что брань и размолвки расстраивают усопших
Будет ли в России вторая волна мобилизации, что известно: объявят ли всеобщую мобилизацию с 1 января 2023 года
Подобные вопросы задаются теми российскими гражданами, которые привыкли доверять всей той информации, которая появляется на просторах всемирной паутины. Однако делать этого не стоит, учитывая нынешние реалии, когда информационное пространство используется вражескими силами для создания панической атмосферы в обществе. В этом плане вбросы о частичной мобилизации являются очень хорошей почвой.
Президент России Владимир Путин на недавнем публичном выступлении констатировал, что в интернете множество фейков, поэтому информацию необходимо самым тщательным образом фильтровать. Эти слова российского лидера очень уместны к вопросу о якобы планах российских властей возобновить мобилизацию или же и вовсе объявить всеобщую мобилизацию в январе 2023 года. На самом деле ничего подобного не планируется. Сам Путин и представители его администрации неоднократно подчеркивали, что вопрос с частичной мобилизацией был закрыт после того, как были мобилизованы необходимые 300 тысяч человек.
Радоница в 2020 году — 28 апреля
Этот день поминовения усопших в 2020 году припадает на 28 апреля. С этого дня Устав Церкви вновь, после долгого перерыва на Великий пост и пасхальные дни, дозволяет общецерковное поминание умерших. Как ни странно бы это звучало, но данный день чаще называют праздником, хотя, по сути, он является днем поминовения. Название произошло от слова «радость». Дело в том, что на Радоницу идут на кладбище, чтобы отметить Воскресение Христово с умершими родственниками, поделиться с ними радостью от того, что Христос воскрес, а смерть и зло были побеждены.
С собой на погост берут куличи, крашенки, сладости (чаще всего конфеты) и другую освященную в церкви снедь. Часть еды раздают нищим и детям, часть кладут на могилки, часть съедают сами. Однако священники не рекомендуют устраивать грандиозные пиршества около могил, ведь такое поведение говорит о неуважении к миру мертвых и в частности к своим усопшим родственникам. В остальном же на Радоницу радуются и организуют традиционный поминальный ужин.