Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внимание! В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?
В современном мире почти в каждой стране существуют установленные законодательно нормы безопасности в области экологии и определенный порядок их соблюдения.
Не имеется в виду функция экологической службы (эколога).
В Российской Федерации для предприятий существует особое положение закона «Об охране окружающей среды», согласно которому на предприятии в штате должен присутствовать специалист-эколог. В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды.
Персональная страница torik23 13.07.2010 08:50,
Перечень приказов по экологической безопасности предприятия *** Приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за проведение вводного, первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности Приказ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля Приказ о разработке плана мероприятий по производственному экологическому контролю Приказ об утверждении перечня загрязняющих веществ и отходов производства и потребления, образующихся на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию пылегазоочистных установок Приказ о назначении лица, ответственного за обслуживание и эксплуатацию локальных очистных сооружений Приказ о разработке плана мероприятий,
Современные требования к экологической безопасности зафиксированы в целом ряде правовых актов. Основными из них становятся:
- федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды с последними изменениями, включая те из них, которые были внесены федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ;
- федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, регулирующий порядок обращения с отходами производства и потребления;
- федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающий общие правила лицензирования в Российской Федерации;
- Кодекс об административных правонарушениях, который определяет санкции за нарушение действующего законодательства в области благополучия окружающей среды;
- другие нормативные документы.
Нормативы, содержащиеся в перечисленных правовых актах, дифференцированы в зависимости от области деятельности компании, степени интенсивности его влияния на экологию и иных факторов.
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс. Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
- Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
- Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
- Размещение отходов производства и потребления.
Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга). Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух ;
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты ;
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение .
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации. При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности. Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.) Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности). Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.
Эколог на предприятии или экологическое сопровождение?
, , Понятием «эколог на предприятии» оперируют, когда речь идет о штатном инженере-экологе, а также когда говорят об услугах привлеченного специалиста или группы экологов. Во втором случае это не что иное, как . Когда выгодно содержать эколога в штате, а когда – привлекать со стороны?
Об этом и пойдет речь в статье. Экологический учет неизбежен, когда предприятие оставляет негативный след в результате своей деятельности. Масштаб предприятия и объем вредных отходов или выбросов диктует, когда надо привлекать эколога на предприятие, а когда создавать целый экологический отдел.
Что может быть проще: не хочешь проблем с инспекциями – найми специалиста по экологической безопасности. Однако, это не всегда очевидно и по объективным причинам. Типичный пример: на предприятии годами нет эколога. По экологии делалась лишь разрешительная документация: разрешение на выброс веществ в атмосферный воздух (ПДВ), на сброс (НДС), проект ПНООЛР, паспорта отходов.
Кто в ответе за экологию?
Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией?
Об этом расскажет наша статья. Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора. Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга.
При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие
Видение отходов как ресурса
Проблема принтеров также заключается в том, как обращаться с пустым картриджами с тонером или картриджами принтера. Ни при каких обстоятельствах они, как правило, не должны попадать в корзину. Некоторые компании покупают пустые картриджи для их пополнения, после чего возвращают их на рынок в качестве перезаправляемых. Это не только уменьшает бюджет на офисное оборудование, но и приносит пользу среде.
В основном рециркуляция не всегда удобна, но имеет свой определенный смысл: в офисе создается много отходов, но бумага, пластик и металл могут быть повторно использованы. Самым важным является, конечно же, разделение отходов на станциях рециклинга (вторичной переработки сырья). Разумеется, у сотрудников нет личной и непосредственной выгоды в этом. Руководители предприятий вынуждены мотивировать сотрудников использовать свои ограниченные ресурсы ответственно, чтобы таким образом создать устойчивый предпринимательский дух.
Охрана окружающей среды на производствах различного спектра действия характеризуется комплексом принятых мер, которые направлены на предупреждение отрицательного воздействия человеческой деятельности предприятия на окружающую природу, что обеспечивает благоприятные и безопасные условия человеческой жизнедеятельности.
Экологическая безопасность предприятия оценивается на местном уровне органами санитарно-эпидемиологического надзора. На федеральном — природоохранной прокуратурой. Собственникам производств стоит учитывать, что данные организации достаточно легко выписывают штрафы, начиная от нескольких десятков тысяч рублей и заканчивая миллионами, а также закрывают производства до устранения причин. В случае запрета на функционирование организации заплатить за нарушение норм все же придется. Кстати, о нормах. Высчитываются они согласно итогам экологического аудита в соответствии с нормативными документами Закона «Об охране окружающей среды». При этом итоги исследований, которые приводятся как в текстовом, так и в графическом виде, подразумевают наихудшее развитие событий на производстве. То есть собственник заинтересован в постоянной модернизации мощностей с целью снижения количества отходов, так как чем их больше, тем выше налог, который назначается за загрязнение окружающей среды.
ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПРИРОДНАДЗОР НА ПРЕДПРИЯТИИ?
Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.
В его функции входит государственный земельный надзор, лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, охотничий надзор, а также надзор за:
- геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
- использованием и охраной водных объектов;
- континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
- исключительной экономической зоной России;
- охраной озера Байкал и т. д.
Требования экологической безопасности
Тема экологической безопасности на предприятии настолько широкая, что только столкнувшись с этим понимаешь как много нюансов и как много пунктов в законодательстве которые необходимо соблюдать предприятиям, чтобы не только не загрязнять окружающую среду но и не потерпеть убытков, в связи с наложением ограничений на вид деятельности.
К счастью закон, регулирующий экологическую безопасность строг, а проверяющие органы более жестко требуют соблюдений ГОСТов и стандартов, а также уполномочены прекратить деятельность предприятия, до устранения всех нарушений.
Для каждого вида предприятия комплекс мер будет свой. Одни должны соблюдать допустимые нормы выбросов в атмосферу, другие безопасное захоронение или утилизацию отходов, третьи добычу полезных ископаемых без нанесения вреда экологии и т.д. Сюда же относятся виды деятельности, утилизирующие биоотходы, это сельскохозяйственные предприятия и медицинские учреждения.
Новые требования к программе ПЭК
С 1 сентября 2022 года действует новый Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109. Действие приказа 6 лет. Если программа ПЭК утверждена до 1 сентября, то действовать она будет до корректировки. О том как это правильно оформить, подробно описано в Приказе Минприроды № 109 в пункте 3.
С 2021 года программа ПЭК состоит из 7 основных разделов. Требования прописанные в них рассмотрим по порядку:
Раздел 1. Сюда входит общая информация об объекте, наименование контролирующего органа, ответственное лицо подготовившее отчет ПЭК с датой утверждения программы.
Раздел 2. Здесь указываются полные сведения об инвентаризации выбросов 3В, их массе и источниках.
Раздел 3. Здесь указываются полные сведения об инвентаризации сбросов, их источниках и массах. Вносятся сведения о предоставлении водных объектов в пользование, данные заключенных договоров о пользовании, о наличии сточных вод, мест их образования и сроков учета.
Раздел 4. Сведения об образующихся отходах, размещении отходов (ГРОРО-это контроль за деятельностью мясоперерабатывающих организаций, а также ведение учета полигонов, их местонахождению и обслуживанию. Чтобы попасть в реестр, организации необходимо подготовить список документов и подать заявку.) и сроках проведения инвентаризации.
Раздел 5. Сведения о должностных лицах ответственных за осуществление ПЭК
Раздел 6. Информация о сотрудничестве с аккредитованными испытательными лабораториями, проводящими исследования на основании договора. Предоставление полной информации разрешительных документов лабораторий
Раздел 7. Список методов проведение ПЭК, их сроках и периодичности с перечнем нормативных документов. Подробный перечень требований указан в Приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74.